Почему Камбоджа
Вот уж вопрос, на который нет у меня четкого ответа😅. Как-то сиделось, думалось, куда бы полететь в феврале, чтобы и море, и было что посмотреть, и в голову пришло: «Камбоджа». Посмотрела обзоры, цены, погуглила, еще немного посомневалась и потом решила сказать ей: «Да!». Отсутствие туров и относительная непопулярность этой страны также сыграли в ее пользу.
Так и случилась эта поездка, с 11 по 28 февраля вдвоем с молодым человеком.
Маршрут
Из главного, что я знала про Камбоджу это то, что в ней есть Ангкор-Ват. Побывать я в нем хотела, а потому маршрут строился с обязательным его посещением. Город Сиемреап, возле которого он находится, имеет свой аэропорт и вариант прилететь сразу туда тоже был. Но затем он отмелся из-за более сложной логистики и затрат по времени и деньгам.
Что касается моря, то сразу планировалось разбить отдых на две части: кусок в Сиануквиле, а кусок на острове Ко Ронг. Но, почитав, посмотрев и тщательно изучив Сиануквиль, а также пообщавшись с тем, кто там был, он был исключен из плана, и десять дней моря было выделено исключительно на Ко Ронг. О нем я узнала не так давно из обзоров блогеров.
В Пномпене задерживаться не планировалось, т.к. я была уверена, что смотреть там особо нечего.
Т.о. маршрут состоял из посещения храмовых комплексов Ангкора и отдыха на острове Ко Ронг. Пномпень выступил перевалочной базой с аэропортом.
Транспорт
Камбоджа, мягко говоря, нетривиальное направление и летает туда ограниченное количество авиакомпаний. А за нормальную цену и с удобными стыковками и того меньше. Так, путем нехитрой переборки, была выбрана китайская а/к China Southern Airlines. Билеты из Москвы в Пномпень покупала на их официальном сайте csair.com. На двоих они обошлись в 1072 доллара в две стороны. Оплата без проблем прошла картой Белгазпромбанка.
Из Пномпеня в Сиемреап ехали на дневном VIP автобусе перевозчика Capitol. Билеты покупала заранее на сайте redbus.com. Обошлись они в 17,5 долларов на двоих.
Из Сиемреапа на остров Ко Ронг добирались ночным автобусом + паромом. Билеты покупала на сайте перевозчика Vireak Buntham и обошлись они 84,5 доллара на двоих. Интересно, что в стоимость билета был включен проезд на автобусе в одну сторону (Сиемреап – Сиануквиль), а паром Сиануквиль – Ко Ронг туда-обратно. Об этом я узнала фактически случайно, т.к. никакой информации ни на одном сайте об этом нет🤪. Но бонус приятный.
Т.о. оставался вопрос добраться обратно из Сиануквиля в Пномпень. Билеты на VIP-маршрутку снова купила у redbus на Capitol за час до отправления. Стоили они 25 долларов за двоих.
Из аэропорта Пномпеня в отель и обратно ездили на такси Grab за 15 долларов в каждую сторону.
Внутри городов перемещались на тук-туках, вызывали их через Grab. На Ко Ронге Grabа нет, поэтому из порта мы брали тук на месте, а обратно нам вызвали его от отеля.
Из Минска в Москву добирались на Ласточке. Билет стоил 107 рублей (37 дол). С белорусского вокзала в Шереметьево на Аэроэкспрессе за 650 российских рублей/штука (8,5 дол). Покупала заранее онлайн на сайте.
Обратно планировалось возвращаться на автобусе Эколайнс, но не удалось (ниже опишу почему). В итоге ехали из Шереметьево до автовокзала Северные ворота на автобусе Аэроэкспресса за 450 рублей/билет (6 дол), с него на метро до Белорусского вокзала, а с вокзала плацкартом БЖД в Минск за 183 бел. рубля (64 дол) за верхнюю полку. Покупала за час до отправления через приложение.
Жилье
Первую ночь по прилете мы жили в отеле The Onra Hotel. Выбрала я его за хороший рейтинг, близкое расположение к автовокзалу и возможность ночного заселения. Полностью оправдал свою оценку и стоимость. Обошелся в 33,5$ с хорошим включенным завтраком. Бронировала на trip.com.

Следующие три ночи мы провели в Сиемреапе в отеле BayStone Resort. Заплатили 49$. Бронировала на booking.com с предоплатой через PayPal (как завести PayPal в 2026-м есть в инструкции, которую можно купить. Подробнее в разделе Услуги). За свою стоимость он ок, дороже не стоит.

Шесть ночей на острове Ко Ронг провели в отеле Garden Hostel Koh Rong. Бронировала на booking.com с оплатой на месте. Стоило это 210$, но из-за форс-мажора со светом в первый день, нам сделали скидку в 10$. Из плюсов расположение и персонал. Не понравилось.

Еще четыре ночи на Ко Ронге мы провели в отеле Soksan Natura Beach. Стоило это 131$ с оплатой на месте. Бронь делала также на booking.com. Намного лучше предыдущего, но все равно дорого для Азии и таких условий. Но второй раз бы, вероятно, остановилась там за расположение на шикарном пляже вдали от всего.

Ночь перед отлетом в Пномпене провели в апарт-отеле Phnom Penh Infinity Pool Down to $25/N - M Residence за 28,5$. Шикарное расположение прямо в центре и вид с балкона 26-го этажа, от которого я не могла отлипнуть. Бронировала на trip.com.

Виза
Белорусам в Камбоджу нужна виза. Можно оформить заранее онлайн за 35$, но можно по прилете за 30. Мы выбрали второй вариант. Процедура быстрая, простая, никаких памятных штампов при этом вы не получаете, что обидно. И сама виза выглядит как чек. И со временем выцветет. Абышто🤪.

Помимо визы, до прибытия нужно заполнить карту. Оформляется она на официальном сайте за пару минут. Вот тут в статье есть ссылка вместе с остальными. Никто эту карту не смотрел, но данные у них были, т.к. подтверждение оплаты визы пришло мне на электронную почту, которую в аэропорту никто не спрашивал.
Интернет
В Москве использовали роуминг от А1. 2 Гб хватило на двоих на путь туда и обратно. На пересадке в Гуанчжоу подключали аэропортовый Wi-Fi (включайте VPN для использования соц. сетей), а в Камбодже брали по пакету интернета от Travel Connect (скидка 10% по промокоду 10vtravel👌). 10 Гб на 30 дней. Мгновенно подключился и выручал, когда в отелях не было Wi-Fi (т.е. почти всегда🤪).
Бытовые вопросы улажены. Летс гоу.
1 день
…начался непривычно для дня отъезда, потому что утро началось не в 3, а в 6😁: Ласточка на Москву стартовала с вокзала в 10. Это была новая электричка, продажу билетов на которую открывают только за 20 дней до отъезда.
Нарядив чемодан в новое боди, отправились в путь. В дороге предстояло провести 8 часов.

Пару перекусов ссобойкой и купленной в поезде едой, и мы прибыли на Белорусский вокзал.

еда в Ласточке на 11$
Благодаря наличию билетов на Аэроэкспресс, уже через 6 минут после прибытия на вокзал, сели в поезд до Шереметьево.
За 4 часа до вылета регистрация на рейс уже была открыта. Быстро сдали багаж, получили билеты и прошли досмотр и паспортный.

Вылетели с задержкой около часа, т.к. пошел снег и самолет обливали антиобледенительной жидкостью.
Летели на самом большом самолете авиакомпании – Airbus A350. Получили набор для ночного перелета с зубной щеткой, пастой, маской для сна и прочим. Кормили два раза. Мы брали стандартное питание. Было вкусно.

А вот спать мне было неудобно: подголовник кресла выполнял прямо противоположную функцию. 9,5 часов ночного полета пролетели быстро, и мы прибыли в Гуанчжоу.
2 день
Первым делом, как говорится в 21 веке, нужно подумать про интернет😅. Поэтому, еще не дойдя до паспортного, в ближайшем киоске (не без труда: паспорт никак не хотел сканиться), выписали себе пароли к Wi-Fi (которые нифига не работали🙈).

ларек с вайфаем
Оттуда сразу на паспортный и на контроль. На нем меня ждала угадайка «прокатит-не прокатит». Речь идет про пауэрбанк. Официально мой старичок подходил под критерий для транзита: его емкость 10000 мА·ч, но в интернетах писали, что в Китае такие выбрасывают без обязательной китайской сертификации (она нужна на внутренних рейсах по Китаю, для транзита – нет). На деле мой банк посмотрели и пропустили без вопросов (хотя я уже была в полной боевой готовности его отстаивать🙃).
Как я упомянула выше, пароль для общедоступного вай-фая не работал. Мы почти отчаялись, но потом нашли инфопоинт, где просто хотели посмотреть план аэропорта, но оказалось, что там тоже можно выписать себе пароль. Мы снова отсканили паспорта (кстати, с первой попытки) и получили пароли, которые «о, чудо!» заработали.

Но это Китай, поэтому, чтобы сидеть в инстаграмчике и телеграмчике, пришлось включать VPN. У меня на айфоне работал BearHigh.
Пересадка составила 6,5 часов, во время которой мы успели покушать китайской кухни (платили картой Visa БГПБ), а также кофе с какой-то сладкой фигней (тут оплата прошла только через Alipay с этой же картой).
Что круто в китайских аэропортах, так это наличие кулеров с горячей и холодной водой. Чтобы подойти заварить себе а-ля роллтон – собираются очереди. Ну, и вообще водичку пить полезно теплую: китайцы циркулируют круглосуточно с бутылками.

Перелет в Пномпень прошел по расписанию, самолет был загружен наполовину, уровень сопоставим с Белавией. Разок покормили, в меню было легкое алко.
Аэропорт в Пномпене свеженький и открыт только осенью 2025 года в 25 км от центра города.

Организовано у камбоджийцев все быстро: визой занимается одновременно по три человека (классическая Азия😅). На паспортном спросили цель визита и когда домой. Все заняло минут 20.
Из аэропорта вышли на улицу и сразу стали вызывать Grab, хотя уехать можно было и на туке, водители которых пристают около выхода. Спасибо, накатались «от борта» на Филиппинах🤪.
Проблем с вызовом не возникло, минут через пять приехала машина и с комфортом отвезла в отель. Регистрация заняла буквально минутку, у нас проверили визы (чуть нашла🙈) и выдали ключ. После долгой дороги, приятный душ и спать.
3 день
…начался с завтрака в отеле. Он был в формате шведского стола + приготовили омлет по запросу. Потом сходили на верхний уровень с бассейном, заценили вид, купили воду в дорогу, вызвали тук-тук и поехали на автобус.

вид из отеля
За десять минут пути - 1$. Ездила бы и ездила так😅.
В кассе перевозчика наши виртуальные билеты поменяли на настоящие. Оказалось, на рейсе у нас ВИП-автобус, где выдали салфеточку и водичку.

обычный снаружи, необычный внутри
Ехать в Сиемреап предстояло шесть часов, но из-за ремонта дороги, мероприятие растянулось на семь. Остановка по пути была только одна на десять минут около какой-то забегаловки, где мы взяли себе сладкой ерунды.
Туалет в автобусе был и, внезапно, лучше всяких эколайновских.
Прибыли мы на автовокзал и сразу вызвали тук-тук по grabу. За доллар (катайте меня постоянно пожалуйста😁) водитель довез нас до отеля и, как положено тут всем приличным водителям туков, предложил свои мотоуслуги в Ангкор. Прайс в 20$ за день покатушек был стандартным, поэтому мы сразу согласились. Быстро заселились в отель и поужинали прямо около него в самой что ни на есть местной забегаловке (все названия и свои впечатления оставлю в конце статьи). А потом отправились искать мне штаны, ибо на территории храмов существует дресс-код: закрытые плечи и колени. Ничего такого длинного в гардеробе у меня просто не было. Осмотрев пару магазинов, зашли на рынок, где я перемеряла штук пять штанов, которые мне естественно не нравились🙈, а на шестые, которые были более-менее, продавщица мне сделала скидку, наверное, в надежде, что я хоть так их куплю и уйду😅.

В общем, рыночные штанишки из камбоджийского хлопка обошлись мне в 5$. По качеству совсем не китайский ширпотреб, как продают у нас, а вполне себе приятная ткань.
Еще одной задачей дня была покупка билетов в Ангкор. Купить их можно на месте в кассе или онлайн на сайте и в приложении. Я выбрала последний вариант, как самый удобный, ибо касса находится «где-то там» и к ней нужно было бы ехать специально. Билеты продаются на один, три и семь дней. Мы купили на три: лететь и ехать в такую даль ради одного..? Хотелось уже посмотреть побольше и неспеша. Стоил билет 62$ с человека.
Wi-Fi в отеле при этом работал отвратно, и я активно высиживала трафик по esim. Когда пошла в душ, закончилась вода. Вся🙈. Ну, а что вы хотели за 16 долларов в сутки? И воду, и интернет? Может, еще и пол помыть? Что, в целом, не мешало бы😅. Ладно, воду быстро вернули, но воспоминание вот осталось.
Спать вечером еще особо не хотелось: все-таки четыре часа разницы с Минском сказывались, но надо: на завтра был ранний подъем.
4 день
Утро началось с завтрака в заранее найденной на гугле кофейне, а в 10 около отеля нас уже ждал тукер. На этот день был запланирован так называемый «малый круг» посещения Ангкора.
Первым делом мы отправились в главный храм, который, если кто и знает что про Ангкор, то представляет только его. К тому же он изображен на флаге Камбоджи. Это Ангкор-Ват.

самый знаменитый вид
Огромная территория с главным храмом посередине. Вообще, комплекс Ангкор – это десятки храмов, разбросанные в радиусе нескольких десятков километров. Их особенность в том, что они являются одновременно и храмами для Богов и усыпальницами для императоров. Так последние после смерти хотели сразу соединиться с богами. Их так много, потому что каждый император начинал строительство свего сразу после прихода к власти, и стремился превзойти предыдущего масштабом. Все они строились в разное время с 9 по 15 век. И сохранность у них разная: от почти идеального состояния до развалин.

Именно Ангкор-Ват занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое крупное религиозное сооружение в мире. Изначально строился как индуистский храм, посвященный богу Вишну, но позже был «перекрещен» в буддийский, коим является и по сей день. Эта участь постигла почти все храмы. Поэтому в их архитектуре встречаются характерные элементы обеих религий.
Можно еще долго давать справку по храмам (на эту тему есть много книг и фильмов), я же историю изучаю по ходу, и летела за впечатлениями, а не за цифрами. Хотя еще одну озвучу: за 2025 год Ангкор посетило миллион человек🔥.
Возвращаясь к Ангкор-Вату. Храм окружен рвом и большой территорией с газончиком, по которым шастают обезьяны и туристы. Уже на входе виднелись знакомые силуэты с картинок, а фотозатворы не смолкают ни на секунду.
Мы прогулялись вокруг и поднялись на главный храм. Вид оттуда отличный.

Но параллельно в храмах ведутся восстановительные работы и шум от них несколько портил общие впечатления. Туристов тоже было достаточно, но они как-то не портили.
В целом, могу сказать, что была несколько разочарована Ангкор-Ватом. Разные видеообзоры и приставки «самый» сыграли злую шутку, и я ожидала бОльшего. Да, для 12 века, когда он строился, это была действительно громадина, каких мир не видывал. Но я-то уже что-то видела и впечатлилась не так, как хотелось бы. Чем меньше ожиданий, тем лучше👌. Очередное тому подтверждение.
А мы, простите за интимные подробности🤪, посетив сие заведение около Вата, отправились в следующий храм.

туалет около Ангкор-Вата за 0,25$🙈
Им был Бантей Кдей. Его особенность в лицах на входных воротах, деревьях, растущих на храме и почти полном отсутствием людей.


Следующим на очереди был Та Прохм. И, пожалуй, для многих он известнее, чем Ангкор-Ват. Почему? Потому что здесь проводились съемки знаменитого фильма про Лару Крофт с Анджелиной Джоли.

Знакомое место? И я тут отметилась😁, отстояв небольшую очередь. Таких деревьев на территории несколько, но очереди только около двух самых впечатляющих. И они действительно впечатляют!

Как природа поглощает камень… неудивительно, что это место вдохновило на съемки фильма именно здесь. У меня остался исключительно вау-эффект от них😍.

Следующими на очереди были стоящие напротив друг друга Троманнон и Чау Сай Тевода. В обоих было по пару человек и по виду они сохранились очень даже хорошо.


Последней объемной локацией был Ангкор Том. Территория включает в себя несколько храмов, слоновую террасу и террасу прокаженного короля. Начали мы с храма Байон, и скажу, что он был самым впечатляющим за день и одним из самых запоминающихся вообще.
Отличается он огромным количеством башен, каждая из которых украшена изображением лиц по четырем их сторонам.

впечатляющий Байон
Еще около храма большая концентрация обезьян. Одна мелкая нагло подбежала и, запрыгнув на мою сумку, укусила😱! Благо сумку, а не меня. Всегда как-то с опаской относилась к приматам, а теперь уже побаиваюсь😬.
Далее двинулись к храму Бапуон, который больше напоминает пирамиду. Подъем наверх есть, но он был запрещен.

В глубине леса, куда не все отважатся идти, спрятан Преах Палилай. Храм маленький, тихий, в глуши, чем и произвел впечатление и выделился среди остальных.

Однозначный лайк🔥
Вечерело, и на этом наш маршрут был завершен. Занял весь круг часов шесть, два из которых ушло на Ангкор-Ват. Вечером сходили на ужин в ресторан местной кухни (вообще, всю поездку ели только местную кухню с традиционными блюдами), а вот обратно ехали на туке: прайс в доллар за поездку меня сильно расслабил😅.
Ах да, это же было 14 февраля, поэтому без внимания по этому поводу я не осталась🥰.

5 день
Утро началось аналогично предыдущему, только маршрут у нас был уже по «большому кругу». Чаще всего, люди ограничиваются одним днем посещения Ангкора и ездят только по малому кругу, поэтому во всех храмах, посещенных в этот день, количество людей было совсем небольшим.
Начался маршрут на въезде в южные ворота Ангкор Тома.

Далее поехали в храм Преа Хан. Что поражает во всех этих храмах, так это то, что они построены по технологии «сухой кладки», т.е. без использования цемента, извести и прочих связующих. Камни буквально сложены друг на друга, заточены и затесаны так, чтобы поддерживать друг друга. Особенно любопытно наблюдать это на потолках: мысли «чтоб только сейчас не обвалилось» нет-нет, да и проскальзывали😅.

потолки в храмах
Больше всего в Преа Хане запомнилось это место😍.

Из этого храма двинулись в Неак Пеан. Его особенность в том, что он находится в воде. Буквально, на маленьком острове посреди озера.

Озеро мне понравилось больше, чем сам храм🤪.

Следующим был маленький Та Сом. Самое крутое – это дерево, храмы с лицами уже видели.

Далее по дороге был Истерн Мебон Темпл. Он сразу отличился своим цветом.

Если все предыдущие храмы были черные, то этот напомнил безжизненную пустыню. А, ну и мне в голову нормально припекло пока делала фото: на улице было 36 тогда🤪.

Кстати, вот это стиль: строить одну главную башню и четыре по периметру уникален: так строили только в Камбодже, переняв общую задумку у Индии.

После этого храма решили покушать и попросили тукера отвезти нас куда-нибудь. Это была ошибка. Он нас привез в «прикормленное» место под названием Angkor Kitchen. Мало того, что там цены были в 2-3 раза выше тех, что мы ели😬, так и качество совсем не соответствовало им💩 . Чаевые, которые я планировала оставить тукеру за хорошую работу, ушли на оплату счета в этом заведении. Наша глупость еще была не почитать отзывы: рейтинг у заведения 3,5 на гугле. Я тоже дополнила своим после посещения.
Сделав выводы на будущее, поехали в последний на день храм - Пре Руп. Он был такой же рыжий, как и предыдущий, но намного больше. И впечатлил он меня куда сильнее.

Из удивительного: он был построен всего за год! в 961 году. И естественно ж вручную. И до сих пор не развалился, и очень даже в хорошем состоянии находится.

Большое уважение камбоджийцам того времени: титанический труд и огромные жертвы для того, чтобы мы сейчас могли это видеть и восхищаться. Этот храм, кстати, я включила в тройку своих фаворитов😍.

очень мне понравился 😍
Вернулись мы в Сиемреап достаточно рано: этот круг называют большим только из-за того, что храмы расположены чуть дальше друг от друга. Но из-за их размера, время посещения, наоборот, оказалось меньшим.
Попили кофе недалеко от отеля, а вечером немного прогулялись по городу и поужинали. Забавно, но только в Камбодже узнала, что там растет кофе🤪. В крафтовых кофейнях за местный просили от 5,5 долларов за кружку. Честно зажали🙈. Пили за 1,5-2,5. Это был лаосский (да, там тоже выращивают, оказывается🤪). И очень хороший по вкусу.
По вечерам на улицах продают такие «деликатесы».

личинки, саранча и прочие "вкусняшки"😁
И это не аттракцион для туристов. При нас подходили местные и покупали такие кульки, а увидев мое лицо, возражали мол «вкусно, ты попробуй!»😁. Может быть однажды, но мы только поужинали, и я не голодна, спасибо😅.
6 день
Этот день был отведен на то, чтобы отдохнуть, отоспаться (главное вовремя😁) и просто погулять по Сиемреапу. Поэтому утро началось чуть позже с завтраком в кафе неподалеку, а затем прогулкой по городу.
В ходе нее мы посмотрели все главные достопримечательности, коими являются в основном храмы.

храм Wat Damnak

храм Wat Bo
Сиемреап – небольшой город и живет исключительно благодаря Ангкору. Приятно удивило то, что здесь много тротуаров и очень чисто. Никакой азиатской вони и крыс.

Гулять было несколько сложновато из-за температуры в 36 градусов (а по ощущениям 40, как писал информер🤪).

не стоящий посещения Wat Po Lang Ka

королевский дворец (Royal Residence)

на гугле подписан просто Буддийский храм.

Wat Preah Prom Rath

отдых у тукеров по-камбоджийски😁
К вечеру съездили на ужин, и по дороге в отель я соблазнилась на массаж ног. Вообще, я решила себя этим побаловать еще будучи в Беларуси, поэтому, имея в распоряжении время, не отказала себе в удовольствии🥰. 5$ за 30 минут (хотя надо было брать час) в Sok San Boutique & Spa.

Вернулись в отель, собрали вещи и поехали на вокзал: впереди был ночной переезд. За то, чтобы остаться в отеле до вечера, утром доплатили на ресепшене 5$.
Путь наш лежал на остров Ко Ронг. Удобно-быстро-дешево из Сиемреапа до него можно добраться ночным автобусом + паромом. Для этого маршрута купила билеты у перевозчика Vireak Buntham (продается единым с гарантированной пересадкой). Автобус едет в Сиануквиль и представляет собой слипбас (а на нем написано отель-автобус😁).

В придачу к пледику, дают 0.25 воды. Мне с ростом 160 по длине/высоте было комфортно.

По ощущениям, автобус ехал через Пномпень, но я это время проспала, так что не уверена.
7 день
В 7 утра мы уже были на автостанции, откуда нас должны были доставить в порт. Я же изначально была уверена, что в порт нас и привезут, но нет🤪.

доброе утро, Сиануквиль
Желающих ехать в порт было много, а в маршрутку помещалось только человек 15. Так, сделав два круга, «организаторы» наконец поняли, что не успевают всех перевезти к нужному времени, поэтому загрузили нас в какой-то слипбас, который только-только кого-то привез.
В порту нас высадили, и никто не сказал, куда идти и что делать: из билетов у меня был только электронный с маршрутом Сиемреап - Ко Ронг от Vireak, в то время как лодка принадлежала другой фирме. Ставлю за организацию тут двойку, потому что нужно было самой ходить и расспрашивать обо всем🤪.
В итоге, нас отправили в офис паромной компании Buva Sea, где нам выписали билеты и отправили на причал.

офис, где выписывали билетики
Паром был большим и за 30 минут мы доплыли до Ко Ронга (порт Long Set), «земли улыбок», как тут написано у причала.

паром на остров

Ко Ронг - земля улыбок😍
На часах было 9:30 – заселяться рано и мы пошли сразу на завтрак. То, что мы ступили на остров ощутилось сразу: ценник в кафе был на 30% выше континентального😬, а тук от порта до хостела встал в 5$ за 10 минут езды (хотя сразу вообще просил 8🙈).
В хостел мы приехали к 11, где оставили вещи до заселения (его пообещали в 12). На часик решили пойти на пляж. Расположение позволяло сделать это за пять минут прогулкой по пыльному променаду с другими хостелами и кафешками по сторонам, а ближе к пляжу и вовсе через территорию хостела.

девочки, достаем каблучки😁
Посидели на пляже, вернулись и заселились еще немного подождав.

Оказалось, что на всем острове вырубило электричество. Естественно, не работал ни Wi-Fi, ни кондер, ни свет и даже напор воды в душе был слабый🙈. Тогда я порадовалась, что мой пауэрбанк не забрали в Китае и в нем есть заряд, и что у меня есть esim и интернет.
Остаток дня провели на пляже, а ужин у нас был при фонарике с ограниченным выбором.
такое море я увидела в первый день 😍

это была любовь? это была любовь 😍

отдельная любовь случилась с этой пальмой, которая не давала мне покоя весь отдых 😁
День рождения моего попутчика отмечали при свечах🤪. Собственно, это и была причина небольшой, но все же привязки к датам и такого маршрута, чтобы 17-го февраля быть на море.
Во тьме ночной и без кондера легли спать. Думала будет совсем жарко, но как-то выжили.
Свет включили только на следующий день после обеда и нам сделали скидку 10$ за неудобства.
8-12 дни
Следующие пять дней у нас был ленивейший пляжный отдых. График состоял из завтраков в разных местах, лежанию на пляже, обеду там же и ужину в каких-то новых заведениях. Просто беззаботное наслаждение идеальными морем и пляжем.


близлежащая территория активно застраивается

Lagoon Bridge

есть и дорогие резорты на этом пляже

13 день
В этот день мы позавтракали, собрались и отправились на следующие четыре ночи в отель на пляже Long Beach.
Проезд на туке обошелся в 15$ за 30 минут пути. И повез он нас сразу в отель с названием «Resort» на конце, где ночь стоит 100+$ (наверное, только за само это слово🤪). Я со своей «слежкой» по карте, вовремя его развернула и мы благополучно приехали в нужное место.
Наш домик был готов, и мы сразу же заселились. При почти такой же цене условия были в разы лучше, но все равно считаю такой прайс (33$ в сутки) крайне высоким для Азии🙈. Такое же мнение высказывал американец-постоялец другому знакомому пару дней спустя – это я случайно услышала их разговор за соседним столом.
Номер у нас был с видом на море. Правда окно было маленьким и наблюдали мы этот вид просто выходя из домика. Но красиво, чего уж там.

Неприятным сюрпризом было отсутствие Wi-Fi в номере: он был только на ресепшене и на пляже. Интернет на пляже – это отдельный кайф, но в номере приходилось сидеть по симке (хорошо, что трафика взяла с запасом👌).
Отель находится приблизительно посередине пляжа (а он километров шесть длиной), что является и плюсом, и минусом.

Людей мало, хотя они приезжали и из других мест, но одновременно мы были удалены от цивилизации: покушать можно было только в кафе на территории нашего и соседнего отеля. Зато вечером уединение и романтИк: никакой музыки и шума, только звук накатывающихся волн и бескрайне звездное небо😌.
Что касается красоты, то тут описать не получится – надо смотреть😍. Подкрашивать ничего не нужно: вода лазурная с утра до вечера, а как скрипит песочек🔥! (это, кстати, на всех пляжах острова).

А метрах в ста от отеля расположились настоящие Сейшелы😍.

В камнях рядом с берегом обитают небольшие стайки рыб и можно немного поснорклить. Для более смелых и опытных доступен снорклинг и даже дайвинг чуть дальше от берега (видела, как привозили лодку с туристами).
В общем, место и отдохнуть, и поразвлечься.
А еще на территории отеля была замечена птица-носорог. Очень забавная 😍.

Пообедали мы в кафе на территории отеля, а на ужин решили сходить в деревню на краю пляжа – Sok San. Пошли по пляжу и насмотрелись мусора по пути. Это, конечно, неприятно😥. Море выбрасывает все на берег. Территории напротив резортов убираются, а вот безлюдные места без застройки (а это почти весь этот прекрасный пляж!) – нет.
Минут за 35 добрались до деревни и поужинали. Сюда же возвращались покушать все вечера. Кстати, этот пляж с закатной стороной и на него к вечеру приезжает много туристов полюбоваться зрелищем. Мы тоже наблюдали его каждый вечер.


с крыльца дома 😍

вечерний пляжный вайб
14 день
Это был день ленивцев и фотоделов. Позавтракали, пофоткались (меня😁), пообедали, позагорали и покупались.

качельки есть на каждом пляже. пройти мимо нельзя 😁
На ужин решили снова в ту деревню вернуться, а на следующий день прокатиться по острову. Чтобы убить двух зайцев одновременно: не идти пешком в деревню (у меня что-то нога начала побаливать: наверное, переходила до пляжа и назад😁) и был транспорт на следующий день - арендовали байк в отеле с вечера. Сутки с бензином обошлись в 13$. Еще 20 взяли в качестве депозита.

Дорога до деревни заняла минут 15, ибо ехать в темноте на новом агрегате сложновато. Поужинали, а на пути обратно свернули не туда и немного поколесили в темноте. Добрались благополучно и легли спать.
15 день
Наконец-то движ! Перележали мы на пляжах к этому моменту😁. А потому встали с утра и сразу поехали на завтрак в кофейню Sweet Coffee & Restaurant, которую очень хвалили за авокадо-тост и кофе на гугле.
Так вот, мы туда приехали, я спросила, можем ли мы позавтракать, человек сказал «да» и принес… телефон! Чтобы открыть гугл-карты и показать фотку этого тоста🤣. Сказал на завтрак есть тост и все. Бинго! Я за ним и ехала😁. Но такого меню еще не видела. Надо ему свою фотку тостов загрузить, чтобы другим туристам показывал👌.
Ок, поели тостов, попили кофе и поехали в сторону Prek Svay – деревни рыбаков. По пути заглянули в новехонькую пагоду (нет у нее пока названия, координаты на гугле 10.763310498611348, 103.2472395701558).

И на пирс, находящийся напротив - Monk Pier. К сожалению, был отлив и красивого вида не получилось. В прилив картинки обещают Мальдивы.

Далее поехали в плавучую деревню. Она, уже начинает ориентироваться на туристов: открываются кафешки, сувениры какие-то продают, но в целом, это еще аутентичное место, люди в ней живут по-настоящему.
Все построено давно и не является туристическим аттракционом, куда возят. Возят, конечно, уже, но еще совсем мало, групп и толп нет, ощутить эту настоящесть можно.

Мне очень понравилась😍.

Из деревни двинули на пляж Lonely Beach. Возможно, когда-то он и был пустым и одиноким, за что и получил свое название, но в день посещения людей там было достаточно.

Байк оставили на первой же бесплатной парковке - Lonely Beach Parking на гугле (хотя дальше были еще, но ближе к пляжу уже платные), и к пляжу минут 15 пошли пешком по джунглям. Отлив тут тоже был достаточно сильным. Пляж вроде ничего особенного собой не представлял: пальмы, песочек (даже не белый), море, камни… но какая-то такая необъяснимая «дикая» что ли атмосфера там прямо витает в воздухе. «Последний герой» какой-то😅.

Я не могла подумать, что он меня настолько впечатлит. Даже захотелось там задержаться покормить комаров на сутки-двое😅. Очень прям.
А тут вообще Шри-Ланка какая-то нарисовалась😍.

Может поэтому и запал он мне: Шри в отдельном уголке моего сердца живет ♥️ .
Вкусив немножко этого райского местечка, отправились на другой конец острова – в Kaoh Touch. По дороге остановились около Ly Hour Pier, просто потому что вид был сумасшедше красивым и не остановиться было нельзя.

вид на Long Beach с его "начала"
В Kaoh Touch мы поехали за покушать и заодно убедиться, что сделали правильный выбор в пользу пляжа Long Set Beach (я выбирала между ним и Kaoh Touch Beach). Као Тауч более туристический городок, и весь берег усеян всевозможными кафе и магазинами. Пляж максимально заставлен столами и в воде куча лодок. Отдыхать бы мне тут не понравилось.

Далее двинули на север к кокосовому пляжу Coconut Beach. Обещанные интернетом Мальдивы не состоялись ввиду отлива, но все равно пляж мне понравился.


тут свои Сейшелы 😅
Сейчас там идет активная стройка и через пару лет загрузка будет другой, хотя и так, для пляжа его размера людей там было достаточно.
Оттуда отправились в портовую деревню Daem Tkov. Часть деревни находится на воде, где организован рыбный рынок.

Вечером, во время нашего визита, уже все было закрыто, но общее впечатление сложилось.

жизнь местных тут же
После деревни поехали на пляж без имени, но с дорогими резортами на берегу. Искать на гугле можно по названию Pagoda Beach Pier, например.

Пробрались к берегу через один из отелей.
Пляж достаточно длинный, красивый, чистый и благоустроенный. На его берегу несколько дорогих резортов и пляжные кафешки, людей не много.

Красиво, но в прилив было бы красивее.

предзакатное 😍
Немного погуляв, отправились в крайнюю точку маршрута дня – пагоду 3 Steine Pagode. Находится она глубоковато в кустах и гугл к ней не доведет – лучше использовать Organic Maps.

Вообще, на острове гугл, как навигатор, справлялся на троечку, ибо там много новых дорог, которые он еще не знает. Поэтому нас спасал проверенный Organic Maps.
Сам храм особо не впечатлил и, в целом, его можно пропускать.
Покатушки по острову закончились после заката, и мы осмотрели все самое интересное.
Вернувшись в отель, решила выяснить судьбу нашего обратного пути на пароме. Написала запрос перевозчику и мне дали контакт в телеграмме представителя паромной компании. Сразу мы не понимали друг друга: я слала ему свои электронные билеты из Сиемреапа, а он спрашивал, есть ли у меня другие. Оказалось, что квиточки, от которых оторвали часть по пути сюда и есть обратные билеты (а я такое на память обычно оставляю😅).

оказалось, что это обратные билеты с "открытой" датой
Я выслала ему их фото, и он это вроде как подтвердил. Но на 100% я не была уверена, т.к. на них не было ни маршрута, ни дат, только вручную написанный номер моего электронного билета на обороте🤪. Ну ок, я попросила забронить нам места на самый ранний паром на 6:30. Не уверена, что они это где-то фиксируют, но он сказал «ок». «Ладно, узнаем» - решила я и пошла спать.
16 день
Завтрак был под ливень, вылезшее солнце после которого очень подчеркнуло яркость воды.

сразу после ливня выглянуло солнце 😍
А вот после него был неприятный сюрприз. Издалека я не поняла, но, когда подошла к берегу, была просто в шоке: он весь был в кучах мусора🤯. Видимо ночью море штормило, и оно низвергло из себя «дары человечества».

Сказать, что на это было больно смотреть – ничего не сказать😭. Такая неописуемая красота природы в таком 💩 . Я видела до этого мусор на пляже, но в таком количестве... К этому я не была готова…
Конечно, его начали оперативно убирать, но осадочек, скажем так, остался в памяти на всю жизнь. Да и не последний раз такое происходит. К сожалению ☹️.
Погода в тот день была с переменной облачностью, а наш отель бесплатно предоставлял в пользование каяк. У меня был с ним печальный опыт на Шри-Ланке (в этом посте писала), но тут вода была прозрачной, каяк поустойчивее (так казалось во всяком случае), и я уже была поувереннее (так тоже казалось😅).

Все это подтолкнуло к идее воспользоваться предложением и не лежать под пальмой весь день. Меня хватило до первой небольшой волны😅.

до свиданья, я лучше на берегу полежу в безопасности 😅👌
На ближайшее время я с каяками снова в завязке.
В последний вечер на острове захотелось снова в деревню Sok San на ужин. Идти было далековато и лень, решили взять в аренду байк на пару часов. Нам его любезно предоставили уже без депозита за 5$.

вид с кафешки
Покушали и собрались: выезд из отеля предстоял в 5:40: именно к этому времени я попросила на ресепшене заказать нам тукера.
17 день
По прогнозу на утро был дождь. Но со времени подъема до выхода была тишина: ни ветра, ни капельки. На часах было 5:37, я сидела молилась🙏, чтобы так и продолжалось и услышала что? Да. Дождь. Но дождь в тропиках – это ливень стеной. Именно под него мы покидали наш домик🤪. За 30 секунд от двери дома до двери тука сухого осталось мало. В туке перекладывали паспорта в пакеты, стараясь не капать на них с волос.
Поездка до порта напоминала хоррор😱: кромешная тьма, кругом ливень, сверкает молния, слышен гром, дорога с ямами и медленное движение в этом всем.
вот так мы ехали до порта
Я ехала с мыслью, что не выйду из тука и буду платить, чтобы просто в нем сидеть, потому что на пирсе нет крыши и как там стоять под ливнем я не представляла. Благо тукер был чуть более прошаренный и подвез нас вплотную к билетной кассе, что находится около пирса. Там крытая терраса и столики от кафе. Под ней вместе с еще парой таких же мокрых туристов и сухих собак😅 мы ждали лодку. Никто даже не был уверен, что она приедет. Но это случилось, и мы уже были рады.

хвостик провожал до лодки 🥰
К моменту погрузки дождь был, но уже незаметный на фоне утра. За нами вышел человек с лодки и позвал на посадку. Внутри забрали эти квиточки. Фух, прокатило😅. Людей было не много, и мы отправились в Сиануквиль, иногда подпрыгивая на волнах.
Мы сидели спереди парома, окна были мутные, дождь продолжал идти, и я не видела «погоды на море» (при посадке вода была спокойной). Минутах в пяти от порта назначения мы остановились, и пара «матросов» бросились в конец лодки. Они что-то там смотрели, кричали, а я в этот момент увидела шатающие нас волны. Мозг сразу решил, что мы сломались и сразу же, что мы утонем😱, потому что лодка маленькая, а волны большие и нас нормально качало. Я уже выбирала себе спасательный жилет, но простояв секунд 30, мы поплыли дальше.
Фраза «обрести землю под ногами» наполнилась новым смыслом, когда мы ступили на землю, и этот факт радовал меня еще весь день😁.
Из порта вызвали тук (ура, есть дешевый граб!), который отвез в местную кафешку с завтраками. С критериями «поближе к порту» и нормальным рейтингом там туго. Отъехали чуть дальше и уже спокойно позавтракали на твердой земле (даже сейчас меня радует этот факт😅): этот ливень и остановившаяся посреди моря лодка, прочно вошла в топ моих самых эмоционально-пугающих впечатлений🙈.

виды около кафе
Во время еды купила билеты на маршрутку до Сиемреапа. На точку отправления доехали на туке. Тот кусочек Сиануквиля, что увидела из кафе, пока завтракали, и из окна тука по дороге не понравился. Рада, что переиграла маршрут и не тратили время на этот город.
В Пномпень у нас снова была ВИП-маршрутка😁.

С одной остановкой по пути за три часа прибыли в центр, откуда на туке сразу же поехали селиться в отель.
Согласно информации в бронировании, заселение было возможно с 10. Мы прибыли ближе к 13 и на ресепшене получили информацию, что наши апарты еще не готовы, и будут только в 14🙈.
Оставили чемодан на хранение и пошли на обед в ближайшее кафе камбоджийской кухни. Кстати, любопытно, что в округе от отеля были кухни, кажется, всех стран мира (кроме белорусской), а с камбоджийской – всего одно заведение с нормальным рейтингом🤪. В него и отправились.

улочка по дороге в кафе
Найти его был небольшой квест: гугл знал кафе, но не знал как в него попасть. Снова помог Organic Maps и моя способность досоставлять маршрут в воображении😅👌. Ожидая заказ в кафе, написала в техподдержку трипа, о том, что номер не готов. Они связались с нашим объектом, подтвердили этот факт и предложили в качестве компенсации ваучер на 10$. Я любезно согласилась🙃.
В целом, это не сильно нарушило наши планы, ибо мы все равно собирались на обед. Только сделать это хотели после заселения. Но тут, получилось, что просто порядок действий поменялся местами и за это еще десятка прилетела. Нормально👌.
Заселились мы в 14 и получили номер, как с картинки на 26 этаже. Вид с балкона, конечно, 🔥 .

А на 33 этаже есть бассейн и бар, там панорама на все 360 градусов.

Наш апарт-отель находился в центре Пномпеня (это как на Независимости в Минске), и мы видели главный проспект города и Монумент Независимости со своего балкона.
Достопримечательностей в камбоджийской столице не много, поэтому на него было заложено всего пол дня. Уладив бытовые вопросы, пошли на осмотр города. Начали с храма Wat Langka Preah Kossamaram.

Далее прошлись по главному проспекту Preah Sihanouk к монументу Независимости и статуе короля-отца Сианука (Statue of His Majesty Preah Bat Samdech Preah Norodom Sihanouk).


Попили кофе на углу в Coffee Corner Watbotum. И свернули к монументу дружбы Камбоджи и Вьетнама (Cambodia-Vietnam Monument).

От него прошли к пагоде Wat Botumvatey.


монахи молятся цифровым богам нынче 😅
Дошли до серебряной пагоды, которая оказалась закрытой и тут начался дождь. Сначала небольшой, но вымокнув утром, второй раз оказаться мокрыми не хотелось😬. Поэтому мы ждали и надеялись, что он закончится. Но тучи затянули все. И мы, конечно подрасстроившись, вызвали тук и поехали в апарты, а там и на ужин в кафешку прямо около них.
К вечеру дождь перестал, мы зашли в магазин купить пару фруктов в подарок родителям, и пошли домой упаковывать чемодан. Собравшись, на добрый часик я залипла на балконе и сходила на террасу к бассейну: вид меня заворожил😍.


с 33 этажа на главный проспект

вид с балкона 🔥
18 день
Перелет был назначен на 8 утра, а в поездке я была с тревожником, поэтому из апартов мы выезжали уже в 5🤪.

наше модное такси в аэропорт 😁
Быстро сдав багаж и пройдя паспортный, мы уже в 6 шатались по аэропорту в поисках завтрака. Цены там, мягко говоря, не гуманные, а выбора нет: или булки с дорогими чаем/кофе или китайская еда. Поэтому мы взяли небольшой перекус в Relay (кофе тут за 2$).

главный вход аэропорта
Самолет из Пномпеня был полный, нас покормили так себе завтраком, и мы прилетели в Гуанчжоу.
Пересадка у нас там была 4,5 часа. Как оказалось. До получения посадочного на руки, я была уверена, что 2,5🤪. Не знаю, откуда в голове у меня была такая информация, но сидеть пришлось 4,5. За это время взяли кофе и какую-то сладкую ерунду в проверенном магазинчике (совсем забыла название🙈).

К назначенному времени пошли на посадку, где нас ждал сюрприз. К самолету надо было ехать на автобусе🙃. Потом нужно было подняться по башенке и в сам самолет заходить по рукаву, но сам факт. Какой-то лоукост-вариант.

Самолет был таким же, как и туда – А350. Перелет был как будто бы днем с 16 по 21 по местному времени и мы все время «гнались» за светом.

залипательно 😍
Конечно, не догнали😁. Зато из окна можно было наблюдать огни ночных городов.

попытка сделать фото над горами
Кормили на рейсе два раза. Оба было не вкусно☹️.

На пол пути у меня сломался медиаэкран и я не могла его даже выключить🙄. Вообще перелет как-то некомфортно прошел: летать днем мне тяжело. И скучно.
Приземлились мы почти на час раньше положенного. Супер! Ибо нам предстояло совершить последнее действо: быстро пройти паспортный, забрать багаж и успеть на автобус Ecolines, который уезжал в 22:30. Билеты на него я планировала купить по дороге на вокзал, т.к. не была уверена, что мы успеем. По всем расчетам, все складывалось.
Билеты на аэроэкспрессовский автобус купили около аэропорта, он приехал сразу же, я уселась покупать Эколайнс на Минск, но… билетов в продаже не было🤯. Я не могла поверить, что их все раскупили: за пару дней до этого было пол салона свободно + вечер + февраль. Что-то было не так…
Я начала шерстить агрегаторы. Некоторые выдавали билеты на эти рейсы, а потом писали ошибку. В итоге купить их не удалось. Приняли решение узнавать информацию на вокзале, раз все равно туда уже ехали.
В кассе выяснилось, что на рейс есть 14 билетов. Купить можно, но естественно за российские рубли. Наличных российских у нас хватало только на один билет, карт МИР или Белкарта у нас не было, а обменять доллары не получилось, потому что обмен валют есть только в соседнем ТЦ и закрылся он за пять минут до нашего прихода🤦♀️.
Так, воплощение идеального плана было нарушено буквально в шаге от автобуса. Обидно.
Пришлось ехать в Минск на поезде. С автовокзала Северные ворота (это метро Ховрино) идет прямая ветка до Белорусского вокзала. Проезд стоит 90 рублей.

Минут через 20 мы уже были на вокзале. Еще через 20 погрузились в поезд белЖД.

Ненавижу плацкарт. Еще больше верхнюю полку. Еще больше то, что за это приходиться платить в три раза дороже автобуса 😬.
По поводу автобуса, кстати, по возвращению я написала в Ecolines и спросила, что за… почему я не смогла купить билеты. Мне ответили, что в связи с новыми правилами в РФ, продажа через интернет закрывается за несколько часов до отправления.
Могли бы объявление на сайте повесить что ли…🙄 Так что вот, почти бессонная ночь по жд-гравейке, и утром мы прибыли в Минск. Поездка была окончена.
Питание
Если обобщить, то могу сказать, что вся еда была вкусной и местная кухня мне очень понравилась. Не понравилось только заведение, в которое нас привез тукер в Ангкоре, что я писала выше. Остальные же соответствовали критерию «цена-качество», ела я в основном традиционную кухню. Никаких проблем с желудками не было 👌.
Итак, где мы питались на протяжении всей поездки. По порядку посещения (все можно найти по названию на google).
Damnak Eat в Сиемреапе - два стола и плита, где готовит семья, держащая это заведение. Самое локальное, что может быть. Было островато, но дешево. Три блюда обошлись в 8,75$.

Our Place Restaurant and coffee bar в Сиемреапе - небольшое заведение, завтракали два раза. Из плюсов: завтраки-конструкторы, работают с 8 утра, вкусно, недорого, большие порции. Завтраки на двоих 9-10$.

NAN-SOR LUCKY Number14 - кафе с обратной стороны храма Та Прохм в Ангкоре. Вкусная и дешевая еда. Два блюда и два смузи 10$.

Nak's Restaurant в Сиемреапе - локальное кафе в стороне от центра. Вкусная еда и красивая подача. 14,5$ за ужин.

Angkor Kitchen - ресторан в Ангкоре, куда нас привез тукер. Не советую. 17$ ни за что.

Vintage Siem Reap в Сиемреапе - хорошая кофейня с десертами. Небюджетно, но вкусно и качественно, и была около нашего отеля. Два кофе и два десерта 10,5$.

Best Khmer Restaurant (Golden Cafe) в Сиемреапе - заведение с традиционной кухней и широчайшим выбором в меню. Два блюда и смузи за 10,5$.

Ricky Café в Сиемреапе - маленькое домашнее кафе с парой столов. Завтрак тут обошелся в 7,5$.

Nick Restaurant в Сиемреапе - приятное кафе в центре с хорошим выбором меню, ценами и вкусной едой. 10$ за ужин.

Мороженое на набережной в Сиемреапе продают от 2,5$ за порцию.

Shanti Cafe на Ко Ронге - завтракали тут по прибытии. Управляет русский, порции не большие, цены выше среднего. 14,5$ за завтрак.

White Pearl Beach - пляжное кафе с обычной традиционной едой и низкими ценами. "Держат" какие-то школьники😅
За две порции лапши 6$.

Palm & Pepper - Asian Food and Hostel - кафешка при хостеле с традиционной едой. Было островато, хотя просили неострое. Два блюда 7,5$. Завтрак 12$.
Возвращались сюда еще за рыбой, но ее не было, а смузи приготовили отвратный💩

Nest Beach Club - самое популярное заведение на пляже. Завтракали там пару раз и ужинали. Готовят хорошо и быстро. Завтраки обходились в 15-16$, ужин в 10.

Funky Beach - пляжное кафе с низким прайсом. Два блюда 9$.

Tribe Bar & Hostel - кафе при хостеле. Обычная еда и пара собак-попрошаек. 10,5$ за ужин.

New Land Hostel - еще одно кафе при хостеле. Средняя еда, плохой кофе, долго готовили. Завтрак на двоих 9$.

Yellow Sun Koh Rong - пляжное кафе при хостеле. Обедали там несколько раз. Быстро, вкусно, дешево, хороший кофе. В среднем 8,5-10$.

Too Easy Restaurant & Sports Bar - классное заведение с вкусной едой и красивой подачей. Прайс средний. Выбор большой. Были два раза.

David’s Hostel & Restaurant - кафе при хостеле. Небольшое меню, цены низкие. Ужин обошелся в 10$.

Soksan Natura Beach Resort - кафе при резорте, где мы жили. Ценник завышенный, еда обычная. Завтраки-обеды в пределах 9-16$.

Pov Samphors Restaurant - прибрежное кафе в деревне Sok San. Ужинали там три раза. Очень вкусно и дешево. От 11,5 до 18$.

Sweet Coffee & Restaurant - в меню на завтрак только авокадо-тост. Он вкусный. Два тоста и два кофе 12$.

Apsara Sky Bar - панорамное кафе с видом в Kaoh Touch. Готовят медленно, но вкусно. Цены средние, плата за вид. Обед 12,5$.

Heng Heng Restaurant - супермаленькое заведение в Сиануквиле. Большой сытный завтрак из трех блюд и два капучино за 9$. Вкусно.

HoubHoub Cambodian Restaurant (BKK1) - ресторан с традиционной камбоджийской кухней в центре Пномпеня. Попасть в него можно с улицы Rua Pasteur N51. Два супа 9$.

PISSAeatery - кафе азиатской кухни с красивым интерьером в центре Пномпеня. Цены выше среднего, но вкусно и атмосферно. Ужин обошелся в 15,5$.

Валюта и платежи
В Камбодже две официальные валюты: риэли и доллары. В ходу и те, и другие. Поэтому с обменом мы не заморачивались и платили долларами. Важно взять с собой только купюры нового образца (цветные) и номинал поменьше, чтобы была сдача. Ее, кстати, могут дать сразу двумя валютами. Почти везде расчитывались наличными.
Климат и погода
При подготовке к поездке прочитала мнение насчет погоды в Камбодже: «тут бывает жарко и сухо либо жарко и влажно». Вариант с влажно отваливался: лохануться, как с Филиппинами (тут писала)🤪, я больше не хотела, и уже твердо решила придерживаться своего календарика с путешествиями на будущее. Потому еще Камбоджа и была выбрала на февраль: как один из лучших месяцев для поездки. И это оказалось правдой.
Дождь был пару раз. Ну как дождь, ливень стеной, конечно😅. Раза три утром короткими партиями и в день отъезда: тут он, конечно, разгулялся больше, чем хотелось бы. В остальное время светило солнце и почти не было облаков. На протяжении всего отдыха было комфортно тепло, влажность не высокая. Мне понравилось. Даже в Сиемреапе, когда было 34-36, можно было позволить себе гулять по храмам и городу, не умирая от жары.
Отдельного упоминания заслуживает температура воды. Это было что-то на идеальном😍: такая теплая, что из нее не хотелось выходить, но при этом умудрялась охлаждать в жару после лежания на пляже. Редкое явление👌.
Несмотря на дневную температуру в 30+, все ночи на протяжении поездки мы спали без кондиционеров. Перед сном комнаты охлаждали, но на ночь отключали.
Язык
Камбоджийцы говорят на английском, но не очень хорошо или даже плохо. В популярных местах с языком все в порядке, но в более локальных заведениях встречались люди, которые принимали заказ совершенно не разговаривая и не понимая английского. Спасали картинки😅.
Пляжи
Первые шесть ночей мы жили около пляжа Long Set Beach, еще четыре около Long Beach (Royal Beach). Проехавшись по остальным пляжам на скутере, могу сказать, что я сделала однозначно правильный выбор: эти пляжи лучшие на острове.
Из них двоих Long Set мне понравился больше за счет почти полного отсутствия волны - эдакий соленый бассейн. На Long хоть небольшая, но волна всегда была.
Кокосовый и пляж с дорогими резортами тоже прекрасны, но они сильно подвержены отливам. Эти же два позволяли купаться целый день: вода уходила незначительно. Ну, а то, что, они прям как из рекламы баунти, видно из фото.
Отдельная боль – грязь. Вернее, бытовой мусор, который выбрасывает на берег огромными кучами. На Long Set Beach такой катастрофы не было, а вот Long Beach больше подвержен такому: у него «открытая» заливу сторона.
Насекомые
Никаких страшилищ я не встречала😅. Покусали только комары и мелкие мошки на Ко Ронге. Сильно. Укусы чесались невыносимо сильно и долго. Репелленты обязательны.
Безопасность
Пожалуй, самый острый и спорный вопрос, особенно учитывая, что на момент покупки билетов (в декабре) у Камбоджи было обострение военного конфликта с Таиландом😁. У них это продолжается уже много лет и не выходит за приграничные районы, поэтому меня этот факт ни разу не смутил и не стал преградой для выбора этого направления.
Что касается самой страны, то мы себя ощущали в полной безопасности. Местные приветливые, улыбчивые, никаких приставал или сомнительных личностей на улицах не было. На пляже спокойно оставляли вещи (в т.ч. телефоны и деньги) и шли купаться. В крупных городах тоже было ощущение комфорта и спокойствия. В интернетах показывают разное, на деле – все было наоборот.
Ошибки
Ошибок я не совершила😁. Вот так я могу оценить состоявшееся путешествие. С логистической точки зрения, все прошло хорошо и по плану.
Шероховатости были, но из рубрики «такое не предусмотреть» или «опыт на будущее». Например, мне сильно не понравилось жилье на Ко Ронг - Garden Hostel Koh Rong. А Пномпень понравился больше, чем ожидала, и я бы на денек в нем задержалась. Хотя, может, если бы не дождь, и мы увидели все запланированное, то этого было бы достаточно.
Десять дней на море без особых активностей оказалось многовато. Для «вылежаться» достаточно было бы семи.
Ecolines в ошибку не впишешь: правила меняются на глазах, в будущем буду тщательнее все уточнять и переуточнять🫡 .
Выводы
Камбоджа меня не удивила: я знала куда еду, чего приблизительно ожидать и на что рассчитывать без каких-либо страхов и стереотипов.
Ее посещение позволило воплотить мне одну из мечт из списка «must see»: увидеть Ангкор. А еще отдохнуть на шикарных пляжах, яркость которых будет сквозь года "слепить" в воспоминаниях, а звук скрипящего песочка расслаблять мелодией в ушах 😌.
Камбоджа живая. Я видела искренний интерес детей и неподдельные улыбки местных, ощущала величие храмов и тяжесть их строительства, насладилась аутентичностью городов и деревень, и замирала от вида бескрайних пляжей, моря и сумасшедше красивых закатов.
В Камбодже я вижу огромный туристический потенциал: ставлю, что через пару лет в Сиануквиль запустят прямые чартеры из Москвы, понастроят отелей, организуют туры и сделают это направлением для всех желающих, как это случилось с Фукуоком. Уникальность и колорит сотрутся в мгновение ока.
Пока что там многое сделано "из говна и палок🤪" (например, жилье на Ко Ронге), но это и придает ту самую неповторимость, которой так порой не хватает в натертых до блеска отелях и ресторанах.
Шанс, что я вернусь в Камбоджу почти равен нулю. Не потому что она мне не понравилась, а потому что, кажется, я увидела и взяла у нее все, что она могла мне дать. Я рада, что посетила эту страну именно сейчас и я имела возможность увидеть ее на таком этапе.
Бюджет поездки на двоих
Жилье: 447$
Транспорт, включая такси: 1522$
Виза: 60$
Питание, включая легкое алко и чаевые: 627,6$
Экскурсии, в т.ч. тук-тук по Ангкор Вату: 164$
Прочее: 45,5$
Итого: 2 866$
Больше фото в моем инстаграм.